На свойства демпфера
Расчетные исследования, результаты которых приведены в п. 2.2 данной работы, показали, что наличие разреза в демпфере оказывает существенное влияние на его УФХ. В частности, в этом случае зависимость С(а), близкая к круговой для демпфера без разреза, принимает эллиптический вид. С другой стороны, эллипсность наружного и внутреннего колец также приводит к тому, что годограф С(а) принимает эллиптический вид.
Разработанная автором программа компьютерных расчётных исследований позволила, выполнив расчетные исследования, ответить на вопрос о взаимном влиянии этих факторов на УФХ МКГД. Оказалось, что если взять за эталон для сравнения У ФХ демпфера с разрезом, то, введя дополнительно в расчетную схему эллипсность колец, можно добиться как увеличения анизотропии УФХ демпфера, так и ее снижения._Определяющими параметрами в этом случае будут величины ф, к, А, фк, А, 5, т.
На рис. 3.24 приведены зависимости С(а) для двух вариантов расчетных схем: 1 — при наличии только разреза в демпфере; 2 — при наличии разреза в демпфере и эллипсности его наружного и
внутреннего колец. Как видно из рисунка, предлагаемая комбинация определяющих параметров вызвала резкое увеличение анизотропии его жесткостных характеристик. При неблагоприятных сочетаниях определяющих параметров асимметричность жесткостных характеристик демпфера может возрасти на 40—50 %, а диссипативных характеристик — на 10—15 % по сравнению с демпфером, имеющим только разрез. И наоборот, рациональный _ __ _ подбор параметров <р, к, <рк,
А, А и 5 может привести к уменьшению анизотропии демпфера.
В самом деле, можно попытаться так подобрать параметры фк и к, определяющие угловое положение годографов У ФХ демпфера, а также параметры А и 6, определяющие амплитудные значения УФХ в этих угловых положениях, что эллипсность годографа С(а) от эллип — сности его колец хотя бы частично компенсируют друг друга. Такая
попытка была сделана. Один из полученных результатов приведен на рис. 3.25. Как видно из рисунка, эллипсность колец демпфера «сдеформировала» годограф С (а), имеющий эллиптический вид из — за наличия разреза в демпфере таким образом, что его малая полуось оказалась растянутой, а большая — сжатой. Расчетные исследования показали, что при различных условиях нагружения использование описанного выше способа снижения анизотропии УФХ МКГД позволяет снизить анизотропию жесткостных характеристик демпфера на 10—15 %, а диссипативных — на 5—10 %.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать заключение, что функциональное использование даже технологического и конструктивного несовершенства конструкции может привести к положительным практическим результатам. Добиться желаемого улучшения УФХ на стадии проектирования в общем случае можно при использовании вышеуказанных рекомендаций в следующем порядке:
1) выполнить расчет УФХ с учетом разреза в демпфере по методике (см. п. 2.2);
2) выполнить расчет УФХ демпфера с учетом эллипсности его колец по методике, изложенной в п. 3.3;
3) сравнить полученные УФХ по максимальным и минимальным
амплитудным значениям жесткости и момента сопротивления прецессии за цикл нагружения; ____________________________________
4) варьируя параметрами А, 5, А и к, выполнить необходимые расчетные исследования по одной из вышеуказанных методик, имея целью максимально идентифицировать годографы С(а) и Мсп(а) по экстремальным амплитудным значениям для двух вышеуказанных расчетных случаев;
5) ориентировать разрез в демпфере относительно эллипсности его колец таким образом, чтобы угловое положение разреза в демпфере (определяемое значением угла <р с учетом <р ) совпало с направлением, в котором за счет эллипсности колец зазоры в демпфере
*
минимальны;
6) выполнить расчетные исследования по методике п. 3.3 и сравнить полученные результаты по степени анизотропии УФХ с результатами расчетов по методике п. 2.2;
7) при необходимости повторить операции 1—6.
На некоторых отечественных и зарубежных двигателях для разгрузки ротора от веса применяют специальные разгрузочные устройства. Так, например, в ГТД RB-211 английской фирмы «Роллс-Ройс» установлено разгрузочное устройство от веса ротора, выполненное конструктивно в виде пакета тарельчатых пружин.
Установка этого разгрузочного устройства фактически привела к тому, что опора в некотором заданном угловом направлении стала более жесткой. Анализируя результаты расчетных исследований, выполненных в данном разделе, нетрудно прийти к выводу что путем рационального подбора определяющих параметров д, 6, А, ср, Фк, к и т можно получить требуемые жесткостные характеристики без применения специальных разгрузочных устройств.
Рис. -3.26. Жесткостные характе-
ристики демпфера с разрезом и
различной эллипсностью колец:
1 — Д=0,01мм; 2 — Д=*0,05 мм;
3 — А=0,07мм. Машинные экс-
перименты № 30—32
На рис. 3.26 приведены годографы С(а), ориентированные определенным образом относительно вектора силы веса ротор&Зависимости 1,2 и 3 построены для различных значений параметра Д при прочих одинаковых исходных данных.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности создания демпферов с искусственной эллипсностью их колец с целью разгрузки ротора от постоянных сил без каких — либо дополнительных конструктивных элементов.